Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатации комплектов газобаллонной аппаратуры (далее комплекты ГБА) для легковых и грузовых автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), содержит необходимые сведения по устройству, особенностям монтажа и эксплуатации данного комплекта и предназначено для водителей, знакомых с устройством и порядком эксплуатации базовых автомобилей.

Водители и обслуживающий персонал должны знать устройство газобаллонной аппаратуры, технику заправки автомобиля газом, соблюдать “Правила техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта” при эксплуатации, обслуживании и ремонте автомобиля, оснащенного комплектом газобаллонной аппаратуры. Водители должны пройти обучение по устройству аппаратуры, правилам эксплуатации и технике безопасности при эксплуатации  автомобилей, оборудованных газобаллонной аппаратурой.

Ремонт и техническое обслуживание газобаллонной аппаратуры должны производиться специализированным предприятием с обслуживающим персоналом, прошедшим специальное обучение и имеющим удостоверение установленного образца и соответствующий сертификат на проведение работ.

Данное руководство по эксплуатации служит дополнением к руководству по эксплуатации на серийный автомобиль.

Список сокращений, терминов и определений:

ГБА- газобаллонная аппаратура,

АКБ – аккумуляторная батарея;

БУ – блок управления (в тех. литературе часто встречается наименование – контроллер);

Безнаддувный (атмосферный) двигатель – двигатель внутреннего сгорания, на котором не применяются специальные агрегаты для увеличения наполнения цилиндров воздухом (компрессоры, нагнетатели, турбокомпрессоры и т.д.);

Газовый инжектор – быстродействующий электромагнитный клапан, снабжённый запорным устройством, жиклёром ограничения производительности (в большинстве случаев – сменным). Узел форсунки может отсутствовать, т.к. форма факела формируется другими конструктивным элементом – штуцером (ниппелем);

ГИС – газовая инжекторная система, ГБЦ – головка блока цилиндров, ГБО – газобаллонное оборудование.

Датчик кислорода– см. лямбда – зонд, Датчик свободного кислорода– см. лямбда – зонд, λ- зонд.

Инжектор – (от лат. injectio – вбрасывание) быстродействующий электромагнитный клапан, снабжённый запорным устройством и форсункой;

Каталитический нейтрализатор трёхкомпонентный – это устройство, которое представляет собой химический реактор с катализатором и предназначенное для конечного досжигания продуктов неполного сгорания топлива (углеводорода – СН, окись углерода – СО) и восстановления токсичных окислов азота – NOх до состояния безвредных исходных компонентов;

Контроллер – микропроцессорный блок управления;

Стехиометрическое соотношение – это количественное соотношение массы воздух/топливо, при котором коэффициент концентрации кислорода в отработавших газах λ = 1;

Справка: Если λ < 1, смесь богатая – недостаток кислорода; Если λ > 1 смесь бедная – избыток кислорода. Нормальный стехиометрический состав смеси (λ = 1) для различных видов топлива следующий (ориентировочно):

  • бензин – 14 : 1;
  • пропан – бутан (сжиженный углеводородный газ) – 16 : 1;
  • метан (природный газ) – 17 : 1;

Лямбда-зонд – датчик содержания несгоревшего кислорода в отработавших газах. Устанавливается в системе выпуска. По сигналам датчика происходит процесс регулирования топливной смеси и слежение за состоянием каталитического нейтрализатора (в этом случае в тракте выпуска отработавших газов стоят 2 лямбда – зонда, до и после каталитического нейтрализатора);

Примечание: в технической литературе и техдокументации равноправно присутствуют термины, обозначающие одно и тоже: λ- зонд, датчик кислорода, датчик свободного кислорода;

ПО – программное обеспечение; Прошивка – программное обеспечение, которое загружается в БУ;

СУГ – сжиженный углеводородный газ (пропан – бутан);

Штуцер – конструктивный элемент, обеспечивающий герметичное соединение трубопроводов с рабочими полостями давления/разряжения агрегатов, исполнительных устройств, датчиками и т.п.;

Форсунка – конструктивный элемент, с помощью которого осуществляется распыление топлива,

формируется форма факела распыла топлива;

Примечание: в технической литературе и техдокументации очень часто под понятием форсунка (бензиновая/газовая/ и т.д.) имеется в виду инжектор;

ФТО – фильтр тонкой очистки топлива (испарённого газа); ЭМК – электромагнитный клапан

 

ОПИСАНИЕ ИЗДЕЛИЯ

Газовая инжекторная система (ГИС) относится к системам 4-го поколения газового оборудования. Эта система работает параллельно основной (бензиновой) и использует, частично, вычислительные мощности бензинового контроллера.

ГИС  может быть установлена практически на любой 4-х-8-ми цилиндровый бензиновый двигатель автомобиля отечественного и импортного производства.

Наилучшие результаты по топливной экономичности, поддержанию экологических норм достигаются на двигателях с обратной связью по λ-зонду.

Экологические характеристики автомобиля, получаемые на данной системе при работе на СУГе, соответствуют базовым характеристикам автомобиля при работе на бензине. На сегодняшний день система позволяет получить экологические нормы не выше требований Евро-3. Получение норм токсичности свыше Евро-3 ограничено техническими возможностями применяемых газовых инжекторов.

Назначение ГИС.

Система распределённого впрыска газа предназначена для дооборудования автомобилей второй системой питания – газовой. В качестве второго вида топлива применяется пропан-бутан (сжиженный углеводородный газ ).

Область применения: Система может устанавливаться только на автомобили с количеством цилиндров двигателя от 3-х и до 9-ти, атмосферного типа (возможно и на автомобили с  турбонаддувом) и оборудованные электронной системой распределённого впрыска бензина.

Область ограничения: Система не предназначена для установки:

  • на двигатели, оборудованные центральным впрыском (моновпрыском);
  • на системы распределённого впрыска, которые в качестве общего провода для бензиновых инжекторов используют минус (общий) бортовой системы питания.

Система обеспечивает:

  1. поддержание стехиометрического соотношения газовоздушной смеси;
  2. минимальное содержание вредных веществ в отработавших газах двигателя;
  3. поддержание заданных тягово-скоростных свойств автомобиля при работе на СУГе;
  4. полное отсутствие “хлопков” за счёт ликвидации объёмного газового топливного заряда;

 

Технические характеристики ГИС.

рис. 1

  • ГИС предназначена для установки на автомобили с двигателями, оснащёнными электронной системой распределённого впрыска топлива и количеством цилиндров до 8-ми;
  • ГИС не конфликтует с системой бортовой диагностики OBD II / EOBD;
  • Используемое топливо – сжиженный нефтяной газ (СУГ) по ГОСТу 25578-87;
  • Допускается эксплуатация автомобиля с установленной на нём ГИС в условиях категории 2 по ГОСТу 15150, в диапазоне температур -35ºС…+45ºС (категория климата УХЛ при барометрическом давлении не менее 80 кПа);
  •  Диапазон напряжения бортовой сети автомобиля гарантированной работоспособности ГИС – 11.5 В …14,5 В при работе на газе;
  • Типы электронных систем распределённого впрыска с которыми возможна совместная работа ГИС – попарно-параллельная (распределённая), последовательная (фазированная);
  • Количество цилиндров двигателя – 2,3,4,5,6,8; Максимальный рабочий объём двигателя – 8 литров;
  • по окончании газа в баллоне,

 

  • Измерение уровня топлива в баллоне – 5 уровней используется как доп. опция (в комплект не входит);
  • Отображение кодов ошибки системы – при подключение ПК;
  • Система безопасности обеспечивает отключение газа и перевод на бензин:
  • по утечке давления из рабочей магистрали,
  • по выходу из строя газового инжектора(ов),
  • при снижении напряжения бортовой сети до 5 В,
  • при остановке двигателя.

Структурная схема ГИС, схема подключения электрооборудования.

Газобаллонное оборудование четвертого поколения состоит из следующих элементов (рис 1, 2):

рис. 2

  1. Выносное заправочное устройство.
  2. Мультиклапан
  3. Баллон газовый
  4. Дифференциальный редуктор-испаритель
  5. Фильтр тонкой очистки испаренного газа
  6. Рампа  газовых инжекторов (рампа газовых форсунок).
  7. Переключатель вида топлива совмещенный у указателем уровня.
  8. Блок управления газовой инжекторной системой

Блок управления газовой инжекторной системой

БУ является основным элементом ГИС. Блок управления (БУ) предназначен для работы в составе газовой инжекторной системы и управления газовыми инжекторами с целью обеспечения работы двигателя автомобиля на газовом топливе – пропан – бутане. БУ позволяет эксплуатировать автомобиль на альтернативном топливе с обеспечением штатных динамических характеристик и экологических норм (до Евро-3 включительно). БУ обеспечивает режим т.н. активной безопасности. Перед включением режима “Работа на газе” проверяются:

  • Катушки электромагнитов инжекторов на обрыв и короткое замыкание;
  • Давление в газовой магистрали (максимальное и минимальное);
  • Рабочее напряжение бортовой сети; Температура редуктора.

В случае, если один из компонентов системы неработоспособен или наблюдаются утечки газа (потеря давления), БУ переводит двигатель для работы на бензине,  и запрещается «переход» на газ. БУ осуществляет управление длительностью впрыска газовых инжекторов на основании сигналов управления бензиновыми инжекторами. В процессе калибровки и работы происходит статическая, динамическая и статистическая адаптация программного обеспечения БУ к элементам газовой системы с учётом характерных признаков бензиновой системы впрыска (быстродействие и производительность бензиновых инжекторов, температурного режима подкапотного пространства, напряжения бортовой сети)

Фильтр тонкой очистки испаренного газа.

В регионах, где качество газа не соответствует требованиям стандарта (присутствует влага, масло, твёрдые механические примеси и т.п.), рекомендуется совместно с фильтром, находящимся в корпусе магистрального газового электромагнитного клапана (фильтрующая способность – 80 мкм), использовать в качестве дополнительной меры по очистке фильтр тонкой очистки испарённого газа (фильтрующая способность – 7 мкм). Этот элемент системы не является обязательным, однако, в некоторых случаях помогает увеличить эксплуатационный ресурс рампы газовых инжекторов. Устанавливается данный фильтр в шланг подачи газа от редуктора-испарителя к рампе с газовыми инжекторами.

  рис. 3

рис. 4

ГИС может комплектоваться несколькими типами фильтров:в неразборном корпусе   (Рис. 3); и с заменяемым фильтрующим элементом   (Рис. 4).

Оба типа фильтра обладают большой площадью фильтрующей поверхности и низким сопротивлением потоку газа. Штуцеры входа и выхода газа из фильтра имеют внешний диаметр 10-12 мм и выполнены для соединения с резиновым шлангом. Фильтрующий элемент выполнен из гофрированной бумаги с ячеистой структурой с пропускной способностью – 7 микрон. Корпус неразборного фильтра выполнен из оцинкованного стального листа, а разборного фильтра – из обточенного анодированного алюминия. Максимальное рабочее давление фильтров – 0,45 МПа.

При проведении ТО газовой системы питания необходима замена фильтра или фильтрующего элемента (арт. 07.270.06) с периодичностью 8-10 тыс. км.

Рампа газовых инжекторов (рампа газовых форсунок)

Рампа газовых инжекторов фирмы “VALTEK”(или Рейл) (быстродействующие газовые клапаны) представляет собой электромагнитное устройство, дозирующее подачу топлива под давлением во впускной коллектор двигателя, и обладают следующими характеристиками (справочно):

Рис. 5. Рампа газовых инжекторов фирмы “VALTEK” на 4 цилиндра.

Переключатель вида топлива “газ-бензин”, совмещённый с указателем уровня

Переключатель состоит из: Линии из светодиодов, показывающей уровень газа, светодиода, показывающего тип топлива и  кнопки.

Линия из светодиодов показывает фактический уровень газа в баллоне.

Четыре зеленых светодиода означают полный баллон, один красный – резерв.

Светодиод показывает актуальный режим работы:

  1. Не горит – автомобиль использует бензин
  2. Медленно моргает (один раз в секунду) – ждет прогрева двигателя
  3. Моргает со средней скоростью (два раза в секунду) – контроллер в автоматическом режиме (ждет повышения оборотов для перехода на газ)
  4. Быстро моргает (4 раза в секунду) – ошибка контроллера (выключился из-за недостатка газа в баллоне)
  5. Горит – автомобиль использует газ

Кнопка предназначена для изменения вида топлива. Контроллер “помнит” последний вид топлива, который использовался перед выключением зажигания.

Звуковые сигналы

Контроллер воспроизводит следующие сигналы:

  • Тройной звуковой сигнал – переключение с газа на бензин в случае, когда уровень газа слишком мал
  • Три коротких и один длинный сигнал – если происходит ошибка контроллера
  • После выключения зажигания. Два коротких сигнала и один длинный. При отсутствии требуемого техосмотра установки надо поехать в сервис и провести техосмотр установки.

Баллон автомобильный газовый предназначен для хранения запаса сжиженного нефтяного газа на автомобиле и установлен в багажнике (для легковых автомобилей) и на раме автомобиля (для грузовых малотоннажных автомобилей). Баллон рассчитан на рабочее давление 1,6 МПа и должен периодически проходить переосвидетельствование. На табличке должно быть указано время первого и последующего освидетельствования. Баллоны стальные сварные подвергаются переосвидетельствованию один раз в два года.

Дифференциальный редуктор-испаритель является одноступенчатым редуктором, оснащенный выходным устройством, компенсирующий давление газа в зависимости от нагрузки двигателя. В редуктор встроен  электромагнитный клапан для перекрытия подачи газа при неработающем двигателе, встроен фильтр газа в жидкой фазе и датчик температуры охлаждающей жидкости  двигателя (датчик температуры редуктора).

Мультиклапан  предназначен для:  заполнения сжиженным нефтяным газом  газового баллона и автоматического прекращения заправки при его заполнении 80% от номинала баллона;

  • визуального контроля за уровнем газа в баллоне;
  • обеспечения подачи газа на клапан газовый электромагнитный, либо Редуктор, со встроенным клапаном;
  • ограничения расхода газа при обрыве трубопровода;
  • сброса давления газа при превышении давления в баллоне выше установленного предельного значения.

Выносное заправочное устройство (ВЗУ) предназначено для  присоединения  заправочного устройства газонаполнительной станции и заправки баллона газом.

 

3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

3.1 Газовая аппаратура автомобиля работает под избыточным давлением до 1,6 МПа (16 кгс/см2) и поэтому требует тщательного соблюдения правил техники безопасности. При утечке из газовой системы, тяжелый газ, с трудом рассеивающийся в воздухе, особенно в закрытых помещениях, скапливается внизу (к примеру, в смотровой яме) и может легко образовать взрывчатую смесь.

Основным требованием техники безопасности при эксплуатации автомобиля на сжиженном нефтяном газе является тщательная проверка герметичности газовой аппаратуры перед каждым выездом и немедленное устранение причин, вызывающих утечки на специализированном участке газобаллонного оборудования. Значительные утечки газа обнаруживаются на слух или по обмерзанию соединений, пропускающих газ. Небольшие утечки обнаруживаются с помощью мыльного раствора или машинного масла.

При затягивании или отвертывании болтов и гаек в газовых соединениях следует предварительно закрыть вентили баллона и выработать газ из системы для устранения избыточного давления. Нужно быть осторожным с инструментом, не допускать появления искры при ударе.

3.2 Эксплуатация комплекта ГБА, работающего под давлением 1,6 Мпа (16 кгс/см2)  должна  осуществляться  в  соответствии с требованиями настоящей инструкции.

3.3 Следует обращать особое внимание на герметичность всех соединений трубопроводов, клапанов, редуктора-испарителя и надежность крепления газового баллона.

3.4 КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещается эксплуатация автомобиля с истекшим сроком освидетельствования баллона.

Баллоны подлежат периодическому освидетельствованию в сроки, обусловленные “Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением” (один раз в два года). Освидетельствование производится на специальных испытательных пунктах, имеющих разрешение местных органов Госгортехнадзора. Дата проверки и клеймо наносятся на табличке (пластине, расположенной на обечайке баллона).

3.5 В холодное время года при низких температурах воздуха (ниже 0 град.С) запрещается запуск холодного двигателя на газовом топливе (с целью предотвращения обмерзания редуктора-испарителя и повышенного износа цилиндров двигателя). Для перевода двигателя на газовое топливо необходимо прогреть двигатель на бензине до температуры охлаждающей жидкости (50..60) град.С.

3.6 Останавливать двигатель следует выключением зажигания. При длительных стоянках(более 3-х часов)  рекомендуется закрывать расходный вентиль на баллоне и вырабатывать газ из системы.

3.7 Нельзя допускать засорения фильтрующих элементов. Механические примеси могут повредить клапанные механизмы и при остановке газ может попадать в двигатель и в подкапотное пространство.

 Также возможно падение мощности двигателя вследствие уменьшения количества проходящего газа при увеличении сопротивления фильтра.

3.8 Расходный вентиль на баллоне следует открывать полностью во избежание торможения газа при прохождении через него и во избежание срабатывания скоростного клапана.

3.9 Закрывать расходный вентиль следует в случае длительной стоянки автомобиля, а также в случае неисправности газовой системы. После закрытия расходного вентиля необходимо выработать газ из системы и затем, после остановки двигателя, выключить зажигание.

3.10 Не допускается одновременная подача двух видов топлива.

3.11 КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ БАЛЛОНА;
  • работа двигателя на газу при неисправной газовой аппаратуре и при наличии утечек газа из системы;
  • ставить автомобиль с неисправной газовой аппаратурой в закрытое помещение;
  • запуск двигателя, въезд и выезд из гаража на газовом топливе;
  • хранение автомобиля в гараже с открытыми вентилями блока арматуры;
  • производить какой-либо ремонт, замену аппаратуры или основных агрегатов при наличии газа в системе питания;
  • производить выпуск газа из баллона и из системы в помещении;
  • производить проверку герметичности соединений открытым пламенем. Значительные утечки обнаруживайте  на слух, небольшие – мыльной пеной при смачивании соединений.

3.12 Перед проверкой или ремонтом приборов электрооборудования на автомобиле необходимо убедиться в отсутствии скопления газа под капотом двигателя (по наличию характерного запаха).

3.13 Ремонт газовой аппаратуры следует производить только после выработки газа из системы, при закрытых вентилях на баллоне.

3.14 Автомобиль должен быть укомплектован хладоновым или порошковым огнетушителем емкостью не менее 2 литров.

ВНИМАНИЕ! Пропан-бутановыи газ, выходя на воздух в виде жидкости, интенсивно испаряется и отнимает тепло от окружающей среды, Поэтому попадание струи сжиженного газа на тело человека может вызвать обморожение.

ВНИМАНИЕ! Во всех случаях обнаружения утечек необходимо сначала сбросить давление на проверяемом узле до нулевого значения и только после этого устранять причину негерметичности.

3.15 Заправка газового баллона. Количество газа в баллоне контролируется с помощью указателя уровня его заполнения, который расположен на мультиклапане и имеет градуировку: 0, 1/2, 1. Перемещение стрелки в красную зону сигнализирует о необходимости заправки баллона газом, ввиду того, что принцип работы индикации основан на магнитах.

3.15.1. Для заправки газового баллона необходимо отвернуть пыле-грязезащитную пробку вынесенного заправочного блока, предохраняющую от попадания грязи в газовую магистраль, и пристыковать заправочный пистолет. Плавно приоткрывая запорный клапан пистолета, проверить герметичность соединения. При наличии утечки газа, закрыть запорный кран, отсоединить и вновь пристыковать заправочный пистолет. Если, при этом, не будет обеспечена герметичность соединения, необходимо отсоединить заправочный пистолет и обратиться за помощью к оператору газонаполнительной станции.

3.15.2. При заправке газового баллона до максимального уровня происходит автоматическое прекращение подачи газа в результате срабатывания отсечного клапана.

3.15.3. После окончания заправки необходимо закрыть запорный кран заправочного пистолета и осторожно его отстыковать, поскольку в этот момент происходит выброс газа. Заправив баллон, не забудьте завернуть пробку, закрывающую заправочный блок.

В процессе заправки следует контролировать скорость заполнения баллона газом, наблюдая за стрелкой счетчика, установленного на газовой колонке. Если его стрелка перемещается медленно, то это означает, что заправочная магистраль создает повышенное сопротивление. В этом случае  необходимо  проверить  положение  наполнительного вентиля. Если он закрыт или открыт не полностью, его необходимо открыть.

3.15.4. Если после этого скорость заправки баллона газом не увеличилась, необходимо выработать газ, находящийся в баллоне, и обратиться в специализированную мастерскую для устранения неисправности. При нормальной работе обратного клапана вынесенного заправочного блока выброс газа при отстыковке заправочного пистолета незначителен. Увеличение выброса означает, что обратный клапан неисправен.

3.15.5. Если после отстыковки заправочного пистолета происходит истечение газа из заправочного блока, то это означает, что неисправным оказался также и обратный клапан в мультиклапане. В этом случае  необходимо  закрыть  заправочный  вентиль на мультиклапане.

При обнаружении неисправностей обратных клапанов вынесенного заправочного блока и мультиклапана для их устранения необходимо обратиться в специализированную мастерскую по газобаллонному оборудованию.

Действия в экстремальных условиях. В случае возникновения в автомобиле пожара необходимо немедленно выключить зажигание, закрыть расходный  вентиль на баллоне и приступить к тушению горящего автомобиля огнетушителем, песком, одеждой или кошмой.

ВНИМАНИЕ! В случае обнаружения утечки газа необходимо закрыть расходный вентиль. После закрытия расходного вентиля необходимо выработать газ из системы, затем продолжить движение на бензине

4. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ, ОСНАЩЕННОГО ГАЗОБАЛЛОННОЙ АППАРАТУРОЙ.

 4.1. Хранение автомобиля, укомплектованного газобаллонной аппаратурой, допускается как на Открытых площадках, так и в помещениях (гаражах). Помещения по взрывопожарной и пожарной опасности должны соответствовать категории “В” требований Общесоюзных норм технологического проектирования “Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности” ОНТП 24-86.

4.2. При хранении автомобиля на открытой площадке останавливать двигатель следует в порядке, указанном в п.4.3.

4.3. Перед длительной стоянкой (более трех часов) следует при работающем двигателе закрыть расходный вентиль на блоке арматуры газового баллона и выработать газ из системы  до  остановки  двигателя, затем выключить зажигание. В холодное время дополнительно следует перейти на работу двигателя на бензине.

При хранении автомобиля в закрытом помещении необходимо соблюдать порядок въезда и выезда:

  • перед въездом в гараж перекрыть расходный вентиль на блоке арматуры баллона, выработать газ из системы до появления перебоев в работе двигателя, запустить двигатель на бензине и все перемещения внутри гаража осуществлять только на бензине;
  • при выезде из гаража запустить двигатель на бензине и переводить на газ только после выезда из помещения.

ВНИМАНИЕ!!! Внутри гаража запрещается открывать вентили баллона и запускать двигатель на газе.

Техническое обслуживание ГИС.

Рекомендуемая периодичность ТО:

  • Прохождение опрессовки (испытаний) газовой системы ежегодно, но не реже одного раза за 10 тыс. км;
  • Периодически, перед каждым выездом, проверять герметичность системы обмыливанием соединений;
  • Периодически, перед каждым выездом, проверять крепление баллона, редуктора и элементов ГБО;.
  • Замена свечей зажигания – не реже одного раза за 10 тыс. км;
  • Замена фильтрующих элементов газа заменять не реже одного раза за 10 тыс. км;
  • ТО рампы газовых инжекторов – не реже одного раза за 20 тыс. км;
  • Слив конденсата из шлангов подачи давления и разряжения на БУ–при каждом ТО, но не  реже одного раза за 10 тыс. км
  • Проверка (настройка) давления редуктора – не реже одного раза за 10 тыс. км;

ТО рампы газовых инжекторов

Рис. 8. Подсборка гильзы якоря

ТО рампы газовых инжекторов заключается в ее промывке от смолянистых отложений и механических отложений, в проверке и, при необходимости, настройке хода якоря.

Действия при  разборке газовых инжекторов: Демонтировать рампу с автомобиля; Снять катушки, для чего удалить пружинные стопорные кольца;  Выкрутить гильзы якоря;

  • Промыть все элементы инжектора сольвентом или аналогичными промывочными техническими жидкостями;
  • Собрать инжекторы в обратной последовательности (перед установкой гильзы слегка смазать силиконовой смазкой уплотнительное кольцо);
  • Проверить настройку хода якоря в соответствии с данными для данного авто; Вернуть рампу в первоначальное монтажное состояние.